Технология нанесения лакокрасочных материалов на ку­зов автомобиля (глава6)

05.11.2015

 Заключение. Жестянщик и маляр 

   На этом рассказ о ремонтных технологиях и лакокрасочных материалах, применяемых сегодня на малярных участках современных российских автосервисных предприятий, можно считать законченным. Но важно понимать, что высокотехнологичное прогрес­сивное оборудование, четкое следование сложной технологической цепочке, использова­ние высококачественных расходных материалов и знание всех тонкостей процесса — это только один из двух главных критериев, характеризующих эффективность и успешность функционирования автосервисной мастерской.

   Значительная доля в достижении предприятием успеха лежит на плечах технического персонала станции, в данном случае - на жестянщиках, подготовщиках и малярах. Рас­смотрением особенностей этих профессий мы и закончим наше повествование.

   Любая работа, как известно, имеет специфические свойства. Профессионалы, работаю­щие по своей специальности более трех лет, как правило, личностно изменяются по при­чине необходимости выполнять изо дня в день определенные действия, а также под воз­действием окружающей их каждый день рабочей обстановки. Психологи называют это профессиональной деформацией. И кузовной ремонт здесь не исключение.

   Жестяные и малярные работы оказывают значительное влияние на личность мастеров, особенно если они профессионалы, работающие по призванию не один год. К тому же нельзя забывать, что профессию жестянщика или маляра выбирают люди, уже отличаю­щиеся от других по складу ума и характера. Например, в кузовной ремонт идут, как пра­вило, мужчины, с детства влюбленные в автомобили и не представляющие без них своей жизни.
Вы возразите, что такие же автолюбители становятся и мотористами, и агрегатчиками, и автомеханиками. Но если автослесарю необходимо разбираться в сложном механическом и/или электрическом устройстве автомобиля, т. е. обладать элементарными познаниями в логике, физике и т. п., то автомаляру или жестянщику необходимо несколько иное. Авто­механику нужны знания, а жестянщику и маляру - умения и навыки.

   В работе кузовщика в большей степени востребованы не столько интеллект и логика, сколько восприятие, ощущение, внимание, чувства, а также ловкость и отточенность дви­жений. Однажды я беседовал с настоящим Мастером жестяных работ, который с упое­нием рассказывал, как любит наблюдать за тем, как исковерканная, изломанная, обез­ображенная поверхность кузова, не поддающегося опознанию транспортного средства, на его глазах под воздействием его рук превращается в изящный гордый контур автомобиля. Он называл себя скульптором кузовов. Он получал неописуемое удовольствие от того, что дал жизнь еще одной, казалось бы, убитой машине - он нес миссию Доктора Автомашин.

   Отвлеченно-логические темы не свойственны жестянщикам и малярам. Они действуют по наитию, если «чувствуют», как что-либо должно быть сделано, и в таких случаях лучше не пытаться им мешать. Не удивляйтесь, если встретите среди жестянщиков быв­ших музыкантов, а среди автомаляров - бывших художников. Зов к орудию или инструменту проявляется у них в форме непреодолимой тяги к краскам, линиям, формам строения, те­ням посредством ощущения и восприятия окружающей гармонии. Художественность мыш­ления отличает жестянщиков и маляров от механиков, однако нельзя забывать, что они остаются технарями, отсюда свойственные им некоторая ригидность, негибкость, консерватизм и в то же время аккуратность, точность при выполнении работ.

   Ригидность, например, раскрывается в том, что они привыкают работать с определен­ным орудием. И приходят на новое место работы нередко со своим инструментом, словно предназначенным только для его руки. Некоторая негибкость сочетается со склонностью работать медленно, но точно и качественно. Работа жестянщика не требует высокой ско­рости и спешки. Поэтому наиболее успешными мастерами становятся те, чей стиль ра­боты вырабатывается по принципу: «лучше медленнее, но качественнее и без ошибок».

   Ошибка маляра стоит дорого - не каждый работодатель будет терпеть частые перекрасы автомобилей клиента. Натура автожестянщика и автомаляра наиболее полно раскрывается в их умении обращаться с различного рода приспособлениями и инструментами. С ран­него детства их как магнитом тянет к «железкам», они должны манипулировать чем-либо, и орудие в их руках всегда приносит пользу.

   Они склонны заниматься делом, которое позволяет наиболее полно использовать их способности в применении инструментов или приборов. Источник их мастерства - умение подчинить орудие в своих руках творческим импульсам, они виртуозные мастера обраще­ния с орудием труда.

   Образование и способности автожестянщиков и маляров заслуживают отдельного разго­вора. Они часто чужды интересам научного познания и методам интерпретации, изложен­ным в форме, которая принята в школе. Часто, будучи ее учениками, они мучаются, и ни­какими уговорами, похвалами, обещаниями или угрозами невозможно заставить их зани­маться школьной учебой. Школа и ее направленность на подготовку к чему-то общему, возможно, необходимому в будущем - нечто чуждое для таких людей. Многие считают, что таким ученикам все же следует серьезнее относиться к обучению в школе. При этом для будущих мастеров кузовного ремонта не находится разумных и веских аргументов, для какой конкретной цели им надо учить логарифмы или таблицу Менделеева.

   Угрозы и наказания не в силах ничего изменить, скорее, подобный подход может их «сломать», вызвать стойкое отвращение к миру навязчивых поучений.

   Насущные проблемы текущего момента - вот дело, стоящее усилий. Они будут учиться, если поймут, для какого конкретного, интересующего их в настоящий момент дела необ­ходимы знания. Поставьте перед ними задачу, для выполнения которой можно применить способности в обращении с инструментом или механизмом, и вы увидите совершенно иной результат! Часто такие ребята достигают успеха на уроках труда - и не успевают по гуманитарным предметам, у них бедный словарный запас.

   Но дайте им возможность продемонстрировать свои способности в общении с автомо­билем, и вы убедитесь в том, с какой легкостью они обойдут в обучении своих преуспе­вающих одноклассников и как точен их лексикон в объяснении технологических тонко­стей. Если говорить об интеллекте, то жестянщикам и малярам-профессионалам, скорее, свойственна особая форма интеллекта - она может быть названа исполнительской точно­стью.

   Тонкости устной и письменной речи обычно не интересуют жестянщиков и маляров. В конце концов, любое слово - это нечто абстрактное и далекое от конкретности. Ощущать жизнь им помогают их глаза и руки. Такая тонкость чувств, направленная на реальность, иногда может подводить их в повседневной жизни - языковые трудности становятся не­преодолимым барьером в общении. Поэтому они, как и многие умельцы, иногда воспри­нимаются окружающими как замкнутые и малообщительные люди.

   Нередко скованность в общении и неуспеваемость в школьной учебе приводят к зани­женной самооценке и неуверенности в себе. Чтобы раскрепоститься и расслабиться, мас­тера, к сожалению, часто прибегают к вспомогательным средствам. Злоупотребление ал­коголем становится одной из самых распространенных проблем. Еще одна черта таких мастеров, как автожестянщики, автомаляры, колористы, связанная с комплексом выше­описанных особенностей, - это любовь к свободе, уход от различного рода обязанностей.

   Например, я имел удовольствие быть знакомым с жестянщиком, который в 10 лет окончил музыкальную школу, в 15 - консерваторию. Родители, преодолевая его сопротив­ление, заставляли его с малых лет заниматься музыкой. Но, став самостоятельным, он вы­брал профессию жестянщика, поскольку отсутствие свободы выбора в детстве напрочь отбило желание продолжать путь пианиста. Зато он стал преуспевающим жестянщиком и на протяжении вот уже 12 лет успешно осуществляет сложный ремонт кузовов иномарок.

   Я не оспариваю неоднозначность предположения, что для жестянщиков и маляров ие­рархическая субординация — вещь излишняя, равно как и авторитарность. Но из прак­тики общения с руководителями автосервисов становится ясно, что саботаж и бунт более вероятен именно в кузовных цехах. Прирожденные мастера кузовного ремонта испыты­вают пристрастие к братским взаимоотношениям, они могут быть бесконечно предан­ными в дружбе, у них развито чувство равенства, но при этом они не умеют в полной мере подчиняться системе. Это не относится к коллективам жестянщиков и маляров, в которых состав работников психологически сбалансирован и которыми управляют умелые, талант­ливые руководители.

   Все изложенное позволяет нам говорить о создании некоего психологического портрета профессиональных жестянщиков и маляров. Следует отметить, что ученичество, как жес­тянщика, так и маляра длится примерно год.

   Спустя три года работы они могут стать неплохими специалистами в своем деле. Про­фессионалом можно признать того, кто работал не менее 5 лет, освоил ремонт кузовов не только отечественных, но и иностранных автомобилей, а также умеет работать с несколь­кими системами покраски, и имел опыт работы на различных системах правки геометрии. Средний жестянщик или автомаляр - мужчина 30 лет, женатый, имеющий детей. Зарабо­ток его составляет в среднем 400 - 1000 у.е. (сумма соответствует зарплате опытных ра­ботников). Повышение квалификации жестянщиков и маляров происходит, как правило, благодаря фирмам, продающим свое оборудование автосервисам. Главное, на что обра­щают внимание руководители автосервисов при приеме на работу жестянщиков или авто­маляров, - это опыт работы в данной профессии: без опыта устроиться в кузовной цех практически невозможно.

   Нельзя забывать и о командном духе мастеров кузовного ремонта. Ведь у жестянщика, маляра, колориста свои функции и обязанности, поэтому качество кузовного ремонта в значительной степени зависит от слаженности их действий. Умение работать в команде - то, что отличает их от автомехаников, среди которых много умельцев-одиночек. В такой команде нередко лидерами являются автомаляры - их этап работ завершающий, финиш­ный, и от него прямо зависит результат всех мероприятий по кузовному ремонту.

   Фигура автомаляра - ключевая, на ней замыкаются все процессы кузовного ремонта. По результату покраски сразу становится очевидным качество работ жестянщика и колори­ста. Если автомаляр сделает свою работу спустя рукава, то эффект высококачественной работы по выправке кузова нивелируется, а работа колориста окажется бесполезной. Если автомаляр затянет с окраской автомобиля или отложит свою работу «на потом», то и оп­лата работы целой бригады может оттянуться на неопределенное время, поскольку оплата за кузовной ремонт происходит после выполнения всех работ. Таким образом, статус ав­томаляра по роду его деятельности становится выше, что при длительности его трудовой деятельности влияет на изменение его личностных характеристик в сторону преобладания лидерских черт.

2113

Возврат к списку